Акция "Ночь в музее"

Несмотря на несколько отличающуся тематику нашего сайта хотелось бы рассказать о новом культурном феномене - акции "Ночь в музее". Все желающие в несколько майских дней могут свободно пройти в основные экспозиции столичных музеев, совершить дневные пешеходные экскурсии и встретить полночь в нескольких усадьбах и множестве музеях.

Когда музеи не спят
12 тысяч коллекций в 150 странах мира встретят посетителей ночью!

В разгар весны ошеломленная цветом яблонь и черемух Москва сказала решительное «нет» скучной музейной заводи с ее пыльными экспонатами, полуразложившимися чучелами и до зевоты нудным экскурсоводами. В Международный день музеев столица и еще более 25 городов России приняли масштабное участие в международной акции «Ночь музеев».

Берлинская весна

Зачатки этого глобального мероприятия зародились в Европе еще в 1970-х. Поводом стало то, что сокровищницы культуры в мае традиционно открывали двери для бесплатного посещения, а порой, когда народ не успевал осмотреть экспозицию, даже продлевали время работы. Ту пору даже называли «Весна музеев».

В мае 1977 года на XI Генеральной конференции Международного совета музеев в Москве учредили Международный день музеев. Что примечательно, по инициативе советской делегации. Через 20 лет после этого события в Берлине прошла первая официальная акция, вошедшая в историю как «Долгая ночь музеев» (Lange Nacht der Museen). Чуть позднее к ней присоединились Австрия, Франция, Голландия, Чехия, Швейцария, Скандинавия и США, и покатилась душа в рай. Дабы объединить и структурировать акцию, для нее стали давать темы – «Пять чувств», «Тайные откровения» или «История и истории». Ну а музеи Европы старались кто на что горазд, организуя выставки и ярмарки, театрализованные представления, перформансы, маскарады и концерты. Будь то крохотный музей или громадная панорама, всяк норовил завлечь посетителей редким зрелищем. Клич о ежегодном проведении акции в 2005 году кинули музеи Франции и утвердил Совет Европы.

А как у них?

В этом году «Ночь музеев» отмечают уже 150 стран. Ведя «ночной» образ жизни, музеи мира превращаются в сплоченную семью, активно общаются и обмениваются информацией. Немаловажно, что такой праздник – хороший повод для музеев напомнить о себе. В эти дни экспозиции посещает огромное количество гостей (в десятки раз больше, чем в обычные). Среди них немало молодежи, ведущей преимущественно ночной образ жизни, и тех, кто работает допоздна. Для крошечных и малоизвестных музеев это шанс выйти на более серьезный уровень. Большинство музейных собраний (а в Европе их более 2 тыс.) отворяют двери для посетителей абсолютно бесплатно. Гостеприимство длится до полуночи, а иногда и дольше.

Из прошлых лет запомнились самые яркие события. Так, в 2003 году в Австрии в рамках праздника огромный интерес вызвала коллекция князя Лихтенштейна Ханса Адама Второго, который в отреставрированном дворце в Вене выставил полотна Рубенса, в том числе знаменитую картину «Венера перед зеркалом». В 2004 году самым популярным и посещаемым музеем Германии стал Берлинский кафедральный собор, его посетили более 22 тыс. человек. В 2005 году в «Долгую ночь музеев» в течение вечера и ночи по одному билету можно было обойти более сотни берлинских музеев. В стоимость билета входил проезд на автобусе, возившем публику от музея к музею. Одним из знаменитых аттракционов тогда стал «Город искусства» француза Армеля Рео: скульптуры установили вдоль аллеи Унтер-ден-Линден от Бранденбургских ворот до Дворцовой площади.

В этом году акцию «Открой дверь в ночной музей» провели по инициативе Министерства культуры и коммуникации Франции. Сам Париж принял в ней участие в третий раз: участвовало 103 парижских музея. Некоторые из них были открыты до двух ночи. Лувр пригласил посетителей на показ фильмов об искусстве из коллекционного фонда. Музей д'Орсе предложил программу «Ночь Бодлера и «Цветы зла» по циклу стихов знаменитого автора. В исторических музеях Франции в рамках выставки «Ночь рыцарей, прекрасных дам и драконов» любители истории смотрели королевские хартии Святого Людовика и Карла Седьмого, студенты-историки переводили им вирши со старофранцузского. Прошел также грандиозный спектакль «Воссоздание Средневековья» с костюмированным представлением.

Неспящие в Москве

В России мероприятие впервые состоялось в 2002 году в Красноярске в честь 15-летнего юбилея Красноярского музейного центра. Тогда же к акции присоединились Эрмитаж и Русский музей, затем пришла очередь музеев Владивостока, Краснодара, Перми, Калининграда и других городов.

В этом году и Москва отметила «Ночь музеев» широко и разнообразно. Третьяковская галерея сделала ход акцией под названием «Игра в классики». Холл четвертого этажа здания Галереи на Крымском Валу превратили в бесшабашную мастерскую коллективного сознательного. Огромная картина великой русской художницы-авангардистки Александры Экстер «Венеция» стала центром триптиха, по бокам расположили нетронутую территорию белого листа. Студенты-художники Театральной академии должны были дописать шедевр по своему разумению, придумать свой город. Участников акции не сковывали рамками техники и стиля.

В числе креатива Третьяковки была выставка под названием «СПАМ-АРТ». Идея актуальна и двойственна. С одной стороны, художники выразили негативное отношение к спам-культуре, достигшее критической фазы, когда любое высказывание считают спамом. С другой – спам-послания, изощряясь в способности пробраться в мозг получателя, сами того не желая, становятся искусством.

«Дом Бурганова» в обход античной традиции, воспевавшей невозможность встречи Света и Тьмы, совокупил две несовместимые стихии, выразив идею в искусной подсветке экспонатов. Загадочный свет залил бронзовые тела статуй, выделяя в них черты, не заметные дневному наблюдателю, вспыхивал на холодном мраморе, выхватывал из темноты изящный профиль.

Другой ипостасью «Ночи музеев» стали спектакли, перформансы и кинопоказы. Скажем, Музей кино отметил праздник показом трех фильмов-шедевров, возможность увидеть которые представляется крайне редко: «Стрекоза и муравей» выдающегося режиссера и мастера кукольной анимации Владислава Старевича, «Картинки с выставки» легендарного изобретателя «игольчатого экрана» Александра Алексеева и «По закону» Льва Кулешова.

В «Доме Высоцкого на Таганке» представили музыкально-драматический спектакль «Райские яблоки» Рашида Тугушева и Никиты Высоцкого. Документально подкрепленный рассказ о росте песенного творчества Высоцкого простирается от ранних опытов до душераздирающих шедевров вроде «Охоты на волков». Спектакль пронизывают женские монологи и воспоминания Людмилы Абрамовой и Марины Влади.

В Музее современного искусства на Петровке состоялось мистическое действо «Тотальный театр Вячеслава Колейчука». Он представил спектакль «Посвящение К.С.Малевичу», составленный из фрагментов мультимедийного проекта «Птицы сна», основанного на священном мифическом образе птицы. Актеры стремились погрузить публику в транс, демонстрируя череду символических видений, птичьих теней, узоров, хаотичных линий, древних пиктограмм и аутентичных песен. Там же прошел перформанс «Изнутри» молодой художницы Аси Мухиной. Собрав воедино музыку, символический танец, визуальные картинки материнской утробы, Мухина создала образ красоты и хрупкости женского организма в период между зачатием и рождением.

Дом-музей Булгакова провел бесплатную театрализованную экскурсию по булгаковской Москве, разумеется, с участием Мастера, Воланда, Маргариты.

Красочным элементом Международного дня музеев стали всевозможные концерты. В Историческом музее звучали знаменитые оперные арии, посетители дома Бурганова наслаждались звуками саксофона, Музей А.С.Пушкина представил классику в исполнении оркестра Musica Viva, художник и бард Евгений Бачурин выступил в Музее современного искусства.

Кстати, Музей современного искусства показал и еще одно необычное зрелище – медиабалет композитора Ираиды Юсуповой и художника Александра Долгина «Попади в Рай!» по мотивам «Божественной комедии» Данте. Авторы, собственно, и зачали в России экспериментальный жанр медиаоперы – причудливую эклектику музыки, танца и видеоматериала.

Сотрудники многих музеев до сих пор находятся в радостном шоке от штурмовавших экспозиции посетителей. Работницы Музея А.С.Пушкина взахлеб говорят о необычайном наплыве народа. Среди посетителей была масса культурной молодежи («Пива никто не пьет!»), плотными толпами ходившей за экскурсоводом и заново открывавшей для себя «наше все».

Не ударили в грязь лицом музеи-усадьбы и прочие крупные экспозиции. Панорама «Бородинская битва» подготовила к празднику программу «Ночь перед Бородином»: на ней не только можно было увидеть костюмированное выступление членов военно-исторических клубов, примерить мундир кавалериста, подержать в руках ружье. «Кузьминки» завлекали молодежь конными прогулками, публику постарше – выставкой павловопосадских платков и хором донских казаков. В «Царицыно» публика любовалась поистине царским фейерверком.

Ложка дегтя

Правда, не все было так гладко. Тысячи москвичей, пожелавших посетить Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, постигло глубокое разочарование. Доступ к экспозициям завершился гораздо раньше полуночи. Огромная очередь, опоясавшая здание и желающая попасть внутрь, осталась несолоно хлебавши. Ворота закрылись в 9 часов, причем администрация музея оставила горожан без каких-либо объяснений. Два милиционера грудью защищали хранилище от негодующей толпы. Гнев был справедлив – музей заранее объявил, что не закроет двери до 11 вечера. Да и вообще первая масштабная «Ночь музеев» в Москве страдала недостатком организации. Публика осталась недовольна тем, что у музеев такой разный график. Третьяковка и Исторический, к примеру, закрылись в обычное время хоть на словах и приняли участие в акции. Загадочная история произошла с Музеем Востока. Накануне объявили, что программа отменена по указу Министерства культуры. Позже выяснилось, что праздник все-таки был замечательно отмечен: состоялись и чайная церемония, и уроки каллиграфии, и индийский базар, и школа-студия восточного танца. Музей посетили около 3 тыс. человек. Все разошлись довольные, и руководство решило: не страшно, если мы закроемся чуть раньше.

Впрочем, если начистоту, всякий музей вправе сам выбирать программу, хоть вообще в акции не участвовать. А вот с Пушкинским непонятная история – груздем назвался, а в кузов не полез!

Танго с лавашом

Вкупе с Москвой «Ночь музеев» праздновала вся Россия. Петербург, как всегда, не ерпит занудства и обыденности. Его обширная программа порадовала выставкой «Митьки в гостях у Достоевского» в музее-квартире писателя; неожиданным сеансом обучения танго в Музее связи, индийскими песнями и танцами в Музее Рерихов, дефиле авангардной моды под музыку матюшинской «Победы над солнцем» в домике на Песчаной и, наконец, настоящим митингом, посвященными дню рождению пионерской организации, о котором вспомнил Музей политической истории. Саратов на территории Дома-музея Павла Кузнецова отгрохал карнавал под открытым небом «Сад Арлекина»: клоуны студенческого театра пантомимы, дуэт аккордеонистов, исполнявший французскую, ирландскую и балканскую музыку, гимнасты на ходулях, дефиле эксцентричных костюмов, выступление барабанщиков, видеоарт на заборе и танцы под электрохаус и намазывание желающих театральным гримом. В Екатеринбурге в пику утонченно-культурному имиджу праздника музей ИЗО устроил грандиозное шоу с участием местных рок-групп. В музее Горького города Казани прошла акция «Содружество муз» – гостей встречали музыканты, играющие на тамтамах, на танцплощадке выступали девушки, вертящие на цепях огненные шары. А Национальная галерея Армении, где акцию «Ночь музеев» проводят уже третий год, кормила всех присутствующих здесь же приготовленным свежайшим армянским лавашом, чтобы остались силы посетить все музеи и представления, которых год от года будет только прибавляться.

"Ночь в музее" - акция уникальная, и в этом году в ней примут участие усадьбы "Кузьминки" и "Царицино", музей-усадьба Архангельское, Московский музей современного искусства, Музей Пушкина на Пречистенке, музей-панорама "Бородинская Битва", музей "Дом Бурганова", центр-музей Владимира Высоцкого, а также музей Владимира Маяковского".

Администрация музея русской усадебной культуры "Кузьминки" запланировала для посетителей вечерние прогулки под музыкальное сопровождение, а в "Царицино" ближе к ночи можно ознакомиться как с экспозицией музея, так и посетить экскурсию "Ночные образы Царицино".

В музее-панораме "Бородинская битва" всем желающим предлагают провести "Ночь перед Бородино". Публика переоденется в мундиры пехотинцев или кавалеристов и окунется в походный быт солдат на привале перед главным сражением.

Главным действующим персонажем этой ночи в музее "Дом Бурганова" станет свет, который будет блуждать по музейным залам. Как рассказали в Музее, "в соединении света как символа жизни и таинственной ночи под сопровождение саксофона возникнет новый образ музея, увидеть который возможно только один раз в году".

В бальном зале Музея современного искусства поздним вечером состоится презентация медиа-балета композитора Ираиды Юсуповой и художника Александра Долгина "Попади в рай" по мотивам "Божественной комедии" Данте.

В центре-музее Владимира Высоцкого состоится вечер, посвященный его жизни и творчеству. В программе предусмотрен показ спектакля "Райские яблоки" и демонстрация фильма "Интервенция" с участием Высоцкого.

Кроме того, только 18 мая можно будет попасть на Тверскую, 13 и увидеть воссозданные интерьеры в стиле апмир.

"Для публики этот особняк открыт только дважды в год. На экскурсии мы расскажем об особняке, о самых интересных людях, занимавших генерал-губернаторскую должность", - рассказали РИА Новости в пресс-службе Музея истории Москвы.

Кроме официального списка, составленного комитетом по культуре Москвы, в акции принимают участие другие столичные учреждения культуры.

"В этот день в галереях на "Винзаводе" откроют новые экспозиции и они будут работать до позднего вечера", - рассказала пресс-секретарь арт-центра "Винзавод" Ксения Семенова.

А в Музее Востока в эту ночь можно будет научится искусству китайской каллиграфии, увидеть чайную церемонию и фейерверк.

В то время, как одни москвичи в пятницу вечером привычно сидели в пробках по дороге на дачу, другие отправились по ресторанам и дискотекам, самые любознательные пойдут в музей.

В Берлине — музейный бум.

Недавно снова можно было в этом убедиться: 1 февраля в тринадцатый раз здесь прошла «Длинная ночь музеев». До двух часов ночи 97 музеев города были открыты для посетителей, которых, по скорым подсчетам, оказалось 180 тысяч.

Музеи и в будние дни в Берлине не пустуют. Как принято говорить, так сложилось исторически. В конце XIX века здесь был построен уникальный музейный центр, так называемый «остров музеев»: несколько мощных зданий в классицистическом стиле под разные коллекции. К тому времени немецкая археология (и по сей день едва ли не ли не сильнейшая в мире) накопила несметные богатства: целые храмы из Вавилона, сотни египетских мумий, шедевры античного зодчества, да и своя история уже имелась.

Современная берлинская концепция музея не столь «исторична». Музейные службы много лет предпринимали усилия, чтобы вовлечь посетителей в музейное пространство, сделать их соучастниками экспозиции. Методы при этом шли в ход, скорее, свойственные поп-культуре. В результате образовался совершенно особый культурный сплав, в котором, скажем, танго, бетономешалка, киноаппарат и «Диана» Рубенса попадают в одно ценностное поле.

«Длинная ночь» как раз и есть тотальная демонстрация этого единства. Но выбирать все-таки надо. Чтобы помочь ошалевшим от количества культурных предложений берлинцам и гостям столицы, устроители разработали десять маршрутов. Каждый включает в среднем десять музеев. Для особо продвинутых участников акции даже создан веб-сайт «Моя длинная ночь»: можно составить собственный маршрут. Покупаешь билет за 12 евро (в обычные дни вход в один музей стоит восемь) — и вперед! На штурм музеев!

Все начинается уже в автобусе, отходящем от Красной мэрии (это ее историческое название, хотя забавно, что сейчас в ней заседают коммунисты и социалисты). Пассажиры, отправляющиеся на ночную гала-экскурсию по берлинским музеям, смущенно улыбаются, то ли робея от необычайной тесноты, то ли смущаясь непривычного соседства. Действительно, сегодня здесь встретились представители социальных и возрастных групп, которые в обычные дни никогда не пересекаются: гэдээровские старики, как правило, не покидающие своих районов, и не заметные в будни берлинские красавицы, провинциальные семейные пары и служащие каких-то незначительных контор, интеллектуалы разных сексуальных ориентаций, турецкие дети без родителей, русские родители без детей… У всех один общий интерес — музеи.

Основной темой нынешней «Ночи» была объявлена европейская культура — ее корни, языки, музыка, поэзия. Кто-то выбрал маленькие музеи и за восемь часов пробежал их целый десяток, чтобы когда-нибудь позже прийти сюда еще раз, чтобы осмотреть экспозиции внимательнее. Среди них — музей Берлинской стены, музей марихуаны, музей чеснока с изумительной выставкой антинаполеоновской карикатуры, музей сахара, экспонирующий «Шоколад в Европе» с возможностью его дегустации, музей коммуникаций, демонстрирующий развитие мировых сетей от канализации до Интернета, берлинский филиал Гуггенхайма, где на закуску к супрематизму Малевича подают немного авангардной музыки и снеди (щи да каша).

Гости столицы и те, кто редко бывает в музеях, устремляются в погоню за шедеврами, торопясь посмотреть как можно больше главных берлинских музейных коллекций. Поклацав 20 минут зубами от холода в очереди перед Национальной галереей, я побежала (надо как можно больше успеть!) сквозь бесконечные залы немецкого реализма. В отличие от немецкой музыки XIX века, эта живопись почти ничего не сказала миру. Но и здесь меня поджидало отрытие: две картины, давно знакомые по русской литературе и мемуристике начала XX века. Тогда в каждом читающем доме в России были репродукции «Греха» Фердинанда Штука и «Острова мертвых» Арнольда Беклина. Мода прошла, а магия полотен осталась. Был там и зал импрессионистов (Ренуар, Мане, Гоген), где некий заезжий француз играл на аккордеоне, устроившись аккурат возле статуи роденовского «Мыслителя»! Потом я помчалась сквозь выставку «После потопа», где представлены спасенные от летнего наводнения шедевры из коллекции Дрезденской галереи. А чуть позже попала на… венецианский карнавал в галерее европейской живописи: там какой-то ученый муж проводил экскурсию «В Венецию — пешком», по темным залам бродили девицы в черном в поисках Казановы, театр «Бедлам» показывал представления dell»arte, а в фойе настоящая Коломбина, кокетка и капризница, увлекала в танец зрителей. Можно было наблюдать настоящие фарсовые сцены с дешевым комизмом. Вот было хохоту! Тут же был устроен кружок, где учили мастерить маски и веера.

В эту ночь открывалось новое помещение Берлинской галереи, той самой, которая устроила одну из лучших немецких выставок середины 90-х годов — «Берлин-Москва». Здесь под лозунгом «Мы можем это по-другому» совместно с еврейским музеем проводилась… вечеринка с музыкантами, игравшими соул и фанк, и кинопроекциями. Толкотня здесь достигла своего предела, заставив вспомнить о футбольном матче на стадионе. Страшная давка, впрочем, никак не портила праздничную атмосферу. В конце концов, если вам милее мягкое кресло и теплые тапочки, сидите дома!

Были на нынешней «Ночи» и «дикие» предложения, поражавшие воображение даже бывалых ее участников. Например, выставка «Секс у растений: желание и фрустрация» в Ботаническом музее, аккомпанементом которой служили карибские танцы и эротические тексты. Я туда не пошла: надо хранить семью. Хотя не удержалась и заглянула на выставку «Поцелуй: магия и химия», посвященную связи одного из самых загадочных человеческих чувств с химическими процессами. Здесь тоже царило веселье: публика с жаром приняла девиз устроителей «Целоваться — разрешено», даже не подозревая о том, что на практике подтверждает важнейший музейный принцип современности — интерактивность: смотри, пробуй, участвуй.

И все-таки было не совсем понятно, зачем десятки тысяч человек скапливаются в длиннющих очередях (впрочем, попивая глинтвейн), чтобы, попав в музей, поглазеть на головы своих недавних соседей по очереди. Почему не прийти посмотреть на те же картины, корзины, картонки в четверг, когда некоторые государственные музеи Берлина открыты до 10 часов вечера? Или в первое воскресенье каждого месяца, когда посещение всех государственных музеев города бесплатно? Да и целоваться ведь никто не запрещает и можно делать это не только на выставках. Популярность «Ночи» даже не объяснить бережливостью немцев, использующих возможность за небольшие деньги посмотреть уйму всего. Главная причина, наверное, все же в том, что организаторам удалось искусственно создать ажиотаж, вызвать ощущение неутоленного культурного голода. По-видимому, и февральский берлинский мороз помог многим осознать некоторое безумие ночного события. По крайней мере, когда одна пожилая дама, окончательно продрогнув в очереди, вдруг громко произнесла: «Что вы хотите? Это типичная музейная погода», показалось, что она говорит за всех.

Около полуночи, когда я со своим венецианским веером и экзотическими бумажными цветами задремала у окошка во время переезда к очередному музею, кто-то в автобусе вдруг запел: «Happy Birthday To You…». Водитель отреагировал моментально: «А теперь — все вместе!» Фраза прозвучала как давно искомая формула для объединения берлинцев, до сих пор болезненно ощущающих разделение на восточных и западных.

Напоследок мне очень захотелось посмотреть на единое и неделимое небо над Берлином, и я отправилась в Домский собор. Там как раз исполнялись итальянские мотеты эпохи Ренессанса, так что взбираться сквозь толпы провинциалов и интеллектуалов по бесконечным ступенькам к куполу было как-то легче. Я вышла на смотровую площадку и ахнула: «До чего же уродливый город!» Передо мной простирались гэдээровские престижные дома 70-80-х годов. Но пройдя немного дальше по панорамному кругу, я вдруг остановилась как вкопанная, зачарованная видом «острова музеев» с его золотящимися в лучах прожекторов классицистическими колоннадами и лестницами. Мимо, по мосту, сверкая огнями, беззвучно шел поезд метро. Откуда-то снизу доносилась музыка, замерзая на полпути к небу. Рядом кто-то закурил. И вдруг суета и спешка отступили, люди исчезли — и я осталась совсем одна. Так внезапно рождается любовь к городу…